Чарующая атмосфера творчества художницы Елены Симурзиной.

Печать

На открытии выставки
Истинные ценители искусства всегда с нетерпением ждут новых и новых вернисажей известной тульской художницы Елены Владимировны Симурзиной.  И действительно, каждая её выставка становится откровением трепетной и ищущей души художницы, которая словно распахивает перед нами двери в мир своих самых ярких и искренних впечатлений.

“Атмосфера” – так своеобразно и многозначно называется новая экспозиция молодой, но уже известной художницы Елены Симурзиной. Она говорит в своём интервью: “В жизни каждый пейзаж, каждая улица, дом, комната имеют свою особую атмосферу. Приезжая в незнакомый город, входя в собор или музей, я воспринимаю окружающую атмосферу, слушая ее, как музыку. Атмосфера меняет мелодию, делая ее то мрачной и темной,  то полной надежд и радости. Один и тот же знакомый пейзаж “звучит” по-разному в атмосфере тихого весеннего утра и в осеннюю непогоду. Много нового открывается в  пробуждающих творческие силы звуках...”. И художница Елена Симурзина мастерски и с любовью раскрывает перед нами эту атмосферу, делится радостью от созерцания прекрасного и размышлениями от соприкосновения с вечным….  Елена Симурзина говорит: “Произведение искусства должно иметь душу, и эта душа есть атмосфера…”.  Действительно, придя на её выставку, попадаешь в душевную и теплую атмосферу, в ауру творчества.  И нас манит нежный колорит холста “На склоне холма”, завораживает композиция работы “Руины былого великолепия”, заставляет задуматься  о вечности и бытии картина “История в камне”.

Елену интересует архитектура разных веков, следы древних цивилизаций. Значимое место в экспозиции занимают её холсты-размышления о Времени и о неподвластном течению времени вечном Искусстве. Рукотворный и нерукотворный мир в пространстве и времени волнует Елену своей неповторимостью. Источником вдохновения для Елены Симурзиной становятся впечатления от странствий с этюдником по историческим местам Италии, Турции, Египту, Тунису… Неслучайно её предыдущая экспозиция  носила философское название “Путешествия в поисках времени”. С первого взгляда привлекают внимание её произведения, представляющие монументальные, хранящие память веков руины амфитеатров в Вероне и в Домре.  Для живописи Симурзиной характерен реалистический подход с явными элементами импрессионизма, а также стремление к подчеркнутой передаче фактурности предметов на передних планах в сочетании с легкими лессировками заднего плана. Художница работает в многослойной манере, умело использует старинные приемы письма и современные, например, широко применяет текстурные пасты. Она использует эффекты фронтальной перспективы для достижения наибольшей выразительности композиции архитектурных пейзажей. Елена привезла из путешествия множество эскизов и на их основе писала цикл живописных работ, пытаясь передать свои ощущения от встречи с культурой и искусством уходящего времени, являя средствами живописи шероховатость старинных каменных стен, изумительные цвета древних росписей. Много внимания Елена Симурзина уделяет передаче нюансов освещения в сочетании с тщательно прописанными тенями. И, кажется, мы ощущаем прохладу старых камней кладки, погружаемся в “синеву и лазурь” осененных крестом небес на фресках. Кисть Елены привлекают и античные храмы, с их торжественным внешним видом, и византийские культовые сооружения, где она с любовью живописует внутреннее пространство, украшенное мозаикой и фресками, колоннадами и арками. На холстах Симурзиной удивительно органично оживает архитектурная эклектика: древнегреческие мозаичные полы сочетаются со стенами, расписанными византийскими фресками. Мы словно входим вслед за Еленой под своды храма Николая Мирликийского, восхищаясь “сплавом” греко-римской античной классики и христианского Средневековья в его интерьере. Художница создала немало работ, посвященных росписям храмов византийского периода (“Интерьер Византийского храма”, “Стены обители”, “Дыхание древности”, “Византийский храм”).

Колористическую палитру Елены несомненно обогатили и сделали более утонченной путешествия с этюдником за плечами по легендарным землям Древнего Египта и загадочного Магриба. Чарующая атмосфера сказок “Тысяча и одной ночи” явилась словно бы путеводной звездой этого пути… “Прикосновение к вечности и растворение в бесконечности Вселенной…”, - так попыталась передать Елена свои ощущения от встречи с Сахарой в своём интервью. Море песка и океан неба над головой со сверкающими в ночи созвездиями, на которые, так же размышляя о вечном смотрели, сменяя в течении веков друг друга и финикийцы, и карфагеняне, и берберы, и арабы… В её работах  «В пустыне», «Караван, идущий к оазису» передана фактурность предметов на передних планах в сочетании с легкими лессировками заднего плана, но особенно хорошо ей удалось передать тот самый колорит пустыни, который завораживает путешественника, оказавшегося в великой Сахаре. Возможно, именно поэтому с такой любовью прописаны с натуры её холсты, воспевающие райское блаженство оазисов с их живительной влагой в работах «В тени финиковых пальм», «Освежающая прохлада». Бедуинские поселения придают пейзажу неповторимый характер. Неожиданные открытия ждут нас, следующих взглядом по живописным зарисовкам Елены, в каждом селении, на каждой старинной улочке. По дороге к сердцу Сахары, встречаются древние однозальные  купольные строения, служившие  берберам и жилищами, и оборонительными сооружениями. Очень живописен пейзаж Елены с таким строением, который называется «Под ярким солнцем».  Елена посетила и знаменитые старинные подземные жилища.  Вместительная “яма” - внутренний двор, в него выходят выкопанные сводчатые комнаты для членов многочисленной семьи, помещения для скота, кладовые. (Сколь вожделенная мысль для современных дизайнеров интерьера! Захотелось еще одной полочки  на кухню, - возьми хозяйка лопаточку и выкопай!). Одно из таких подземных жилищ мы встречаем на картине Елены  «Пустыня». И конечно Елена не могла не посетить известный тунисский город Сиди-бу-Саид, - бело-голубой город поэтов и художников. Здесь все осталось как в XIII веке. Белизна стен резко выделяет голубизну ставней, узорчатых решеток. Все это великолепие отражено на живописных работах, таких, например, как  «Продавец жасмина». Кисть Елены рисует необыкновенно проникновенный вид на гору, на залив, на виднеющийся вдали Карфаген в работе «Купающийся в лазури». Много и плодотворно Елена работала и в Египте. Рассматривая серию Каирских живописных зарисовок Симурзиной, исполненных со всем богатством красочной палитры, сочно и ярко, мы вслед за Еленой словно восклицаем : "Не могу не восторгаться этим городом ". Орнамент, своды, арки, образуя декоративно насыщенные динамичные композиции, поражают щедростью декоративного убранства. Самый большой базар на Востоке Хан-эль-Халили, описанный кистью Елены,  позволяет ощутить всё дыхание восточной жизни. Мы это видим на работах  «Арабский колорит» «Полуденный рубеж». Всё очарование Востока под кистью Елены становится нам ближе, и мы словно погружаемся в этот мир, вдыхая аромат пряностей и гуляя вдоль караван-сараев, по старым кварталам, внутри которых нас поражают своей красотой здания мечетей, медресе и старинные хаммамы ( «Восточный город» и др. работы). Елена даже посетила знаменитый коптский квартал, где живут египетские христиане (работа «Араб и его ослик»). Симурзина  особое  внимание уделяет колористическому решению каждого пейзажа. Преимущественный диапазон от высветленной охры до светло-песочных колеров в сочетании с фактурностью при письме поверхностей,  тончайшие лиловые тени от старинных руин на дальнем плане, ослепительная яркость выбеленных стен и контрастность теней на узеньких мощенных мостовых, стремление отобразить словно вибрирующий от дикой жары воздух и стройные минареты в волшебно-голубой дымке…, - всё делает её работы особенно выразительными.   Колорит её картин базируется на сочетании точно выявленных нюансов света и тени.  Художница тщательно выстраивает тональные отношения,  стремясь к максимально полной визуализации знойных дней в серии египетских зарисовок. Точны по цвету её виды тунисского побережья. Удивительно живописен её холст  «Цитадель» с построенной при Каитбее в Александрии крепостью на берегу моря. Пластическая выразительность архитектурных  форм в её работах  основана на сочетании света и тени, на вдохновенном отображении гармонично выстроенных арок и опор, что можно отметить например в работе «Беседа». Интересно отметить, что творчество Елены в целом избежало отчётливого влияния как афро-культуры, так и арабских традиций. В своих архитектурных зарисовках она не стремится к полной визуализации утонченных и изящных, удивительно гармоничных по своим пропорциям восточных орнаментов. От всей души восторгаясь высотой искусства арабских мастеров, она не идет по пути Матисса и других художников, привносивших на свои холсты орнаментальность и яркость Востока. Для неё важно передать саму атмосферу старинной постройки, изысканную соразмерность арок и куполов, ритмическую организацию пространства. Достигать высот творчества помогает Елене качественная профессиональная подготовка. Елена Симурзина окончила Колледж искусств по специальности художник-преподаватель и Тульский Государственный Университет по специальности дизайнер. Она – член ТСПХ и МХФ, ТО "Ирида" принимала участие во Всероссийской художественной выставке "Молодые художники России" в ЦДХ, во II Международном фестивале  “Благословенно воинство,” в международных выставках в Копенгагене, Софии,. У неё состоялись персональные выставки: "Источник вдохновения'' в Туле, "Краски путешествий'' в Подольске, "Под ярким солнцем'' в Тарусе, “Странствия художника” в Каире и Александрии, "Арт путешествия"в Тунисе,"В плену у хроноса” в Доме Журналиста и другие. Е.Симурзина - Призер Российской недели искусства в ДХ На Кузнецком мосту, Лауреат "Весеннего салона 2009г ТО "Ирида", Призер Украинской недели искусства в Доме художника в Киеве, Призер Словацкой недели искусства в Братиславе.
Приходите в выставочный зал “На Каширке” и вы окунётесь в чарующую атмосферу творчества Елены Симурзиной!

 


Науменко О.М., член МСХ, МХФ, ТСХ России, член Ассоциации Искусствоведов,
Председатель секции Эстампа и уникальной графики ТСПХ